Английский язык — язык вероятного противника

Настоящим введением мы открываем «Курс молодого бойца» — очень сжатое пособие для тех, кто только начинает изучать английский язык. Несколько слов о том, как родился замысел курса, каково его место в структуре программы, чего от него можно ожидать, и чего от него ожидать не следует.

Назначение пособия

Когда проект «Английский без дураков» только начинал свою работу, по итогам первых же недель стало очевидно, что программа не вполне отвечает потребностям очень широкой группы потенциальных участников — а именно тех, кто только-только приступает к изучению английского. Сюда я отношу как тех, кто изучает язык впервые, так и тех, кто когда-то изучал английский в рамках программы средней школы/вуза и с тех пор, как говорится, «не знал, да еще и забыл». Ошибки, которые допускали участники в своих работах, нельзя в строгом смысле назвать ошибками — это были скорее пробелы в познаниях, отсутствие системы, непонимание того, как устроена грамматика английского языка. Дабы не плодить напрасные усилия, в определенный момент волевым порядком было принято решение приостановить работу программы и целиком сосредоточиться на разработке пособия, которое отвечало бы первоочередной задаче текущего момента — привести познания участников в систему.

Возможно, для этих целей я мог бы просто порекомендовать какой-то из имеющихся учебников, но тут есть одна маленькая трудность: такого учебника, который вписывался бы в концепцию программы и соответствовал назначению вводного курса в том виде, в каком я его представляю, просто не существует в природе. Разумеется, есть великое множество всевозможных пособий, методических материалов, учебников, справочников и прочей литературы по английскому языку и английской грамматике, но все они страдают одним общим недостатком. Это даже не столько недостаток, сколько ограничение, естественным образом проистекающее из их оффлайновой природы: авторы всех этих книг вынуждены оперировать в рамках дискурса, который можно охарактеризовать выражением «от корки до корки».

Имеется в виду вот что. Если вы пишете учебник по грамматике, вы не можете охватить абсолютно все ее мыслимые аспекты. То есть, теоретически можете, но тогда у вас выйдет труд объемом в десятки пухлых томов, не очень располагающий к последовательному изучению. Таким образом, приступая к написанию, вы принимаете осознанное решение, что вот этот материал в книгу войдет, а вот этот — придется исключить. Но опуская какую-то тему, вы тем самым лишаете ученика шанса самостоятельно справиться с целыми классами языковых трудностей, с которыми он впоследствии неизбежно столкнется.

Я же в работе над данным пособием подобного ограничения не испытываю, поскольку не связан рамками его дискурса. Если я опускаю какую-то тему, у нас с читателем всегда есть возможность вернуться к ней — тогда, когда в этом возникнет реальная необходимость. Как говорят англичане, «we’ll cross that bridge when we come to it». Если в ходе обсуждения задания возникает неясный момент, мы можем разрешить его прямо на месте. Если какой-то вопрос периодически поднимается снова и снова, я могу посвятить ему отдельную статью. Если и этого не достаточно, я могу откорректировать соответствующую тему пособия и уделить вопросу столько внимания, сколько он заслуживает, учитывая его насущность и актуальность. Как видите, возможностей более чем достаточно — просто в силу природы самой программы. Потому что «Курс молодого бойца» не является вещью в себе, но составляет органичную часть долговременного онлайнового проекта, со всеми вытекающими из этого преимуществами.

Структура пособия

«Курс молодого бойца» состоит из десяти уроков. Уроки — большие. Каждое занятие охватывает одну или несколько смежных тем. Изложение ведется по принципу от простого к сложному, при этом материал каждого последующего урока опирается на базу, заложенную в предыдущих. С точки зрения тематической организации, занятия структурированы по разделам грамматики. Лексика (наиболее употребительная) вводится по мере подачи грамматического материала в объеме 20-30 слов за урок; таким образом, к концу курса вы должны уверенно оперировать двумя-тремя сотнями слов из первой тысячи частотного словаря. Начиная со второго занятия, которое будет целиком посвящено фонетической системе английского языка, вся новая лексика будет в обязательном порядке сопровождаться транскрипцией.

В плане объема курс охватывает лишь самый минимум, абсолютно необходимый для сколько-нибудь полноценного общения.

Порядок работы над заданиями

Все уроки сопровождаются упражнениями на закрепление материала. Упражнения сами по себе несложные, но выполнять их рекомендуется в полном объеме и очень тщательно. После выполнения упражнения будет полезным свериться с прилагаемыми ответами.

Работать над «Курсом молодого бойца» рекомендуется в плотном режиме, по возможности ежедневно, в темпе один урок в день. Таким образом вы сможете, не растягивая сомнительное удовольствие от изучения грамматики, покончить с пособием за одну-две недели и приступить к более творческому занятию — работе над заданиями основной программы.

Содержание

На заметку:

Услуги бюро переводов с английского и на английский язык.